ENG

14-15 июля 2007г.

Последний натужный рев жигуленка из соседнего ряда, последнее «узкое» место на выезде из летней воскресной столицы, и наш юркий компактный Мерседес привычно (не впервой!) побежал по шоссе, на сей раз в сторону Смоленска. Вот уже замелькали по обочине лиловые люпины – верная примета смоленского края, и наконец разгладились лица «задавленных» мегаполисом людей. Впереди – целых два дня, посвященных знакомству с вожделенными красотами Смоленщины.

Смоленская крепость

Уютный современный мотель на подъезде к городу, полчаса на размещение и снова автобус. Чтобы почувствовать город, лучше начинать с неспешной прогулки по его центру. Чему мы и посвятили первый вечер нашей замечательной экскурсии. По ходу рождались идеи. Нестерпимо захотелось погулять по крепостной стене. Смоленская крепость - самая большая на Руси, сохранилась она, к сожалению, фрагментарно, но местами очень широкая (средний легковой автомобиль без проблем мог бы проехать по ней). Как чудесно смотрится с высоты комплекс смоленских церквей и главный храм смоленской земли – Успенский собор. Но это все будет завтра.

Успенский собор

Утро начинается с посещения древних храмов – Свирская церковь производит впечатление сочетанием величественности и простоты, естественности и первоначальности, которую уже не встретишь в более поздних церковных строениях. Впрочем, богатство и пышность Успенского собора сравнимы с крупнейшими соборами обеих столиц, а присутствие в храме иконы Одигитрии Смоленской ставит собор в ряд первейших святынь России.

К сожалению, не удалось попасть в Смоленскую картинную галерею – на доме, переданном княгиней Тенишевой городу – большой амбарный замок, но нас впереди ждет Фленово-Талашкино, значит с наследием княгини и подвижницы встреча впереди.

Храм Спаса во Фленове

Созданный Рерихом храм Спаса едва ли отнесешь к каноническим церковным постройкам, но «впечатляет»… Даже несмотря на следы разрушения и пребывания в храме зернохранилища. Впрочем, восстановленный мозаичный образ Спасителя – это действительно чудо, более искусствоведческое, нежели церковное. О собрании тенишевских русских древностей, равно как и художественных работах прекрасных художников, приезжавших в смоленскую усадьбу поработать и отдохнуть можно написать не одно эссе. Малютинская мебель и врубелевские балалайки, резьба по дереву Зиновьева, наконец, эскпериментальные работы самой Марии Клавдиевны. Все это необыкновенно красиво, оригинально и очень эмоционально. Здесь-то и понимаешь, почему русский модерн сумел покорить всю Европу.

Усадьба Грибоедовых Хмелита

Дальше наш путь лежит на восток – в усадьбу Грибоедовых Хмелиту. Уже одна мысль о том, что мы будем ночевать в переоборудованном под гостиницу усадебном строении начала девятнадцатого века, сглаживает несколько тряскую дорогу до усадьбы. А впереди у нас наш «фирменный» закат и завтрак – омлет из деревенских яиц и парное молоко. А что?! Наши путешествия это не только культурная программа, но и романтика похода, единения с природой.

П.Н. Пропалов

Прогулка по Хмелите, посещение музея Грибоедова и музея Нахимова – утренняя программа, а дальше Вязьма, которая запомнилась музеем Есенина, созданным известным коллекционером и настоящим подвижником П.Н. Пропаловым, светлым впечатлением от Предтеченского монастыря и отсутствием знаменитых вяземских пряников (рецепт, увы, утерян навсегда).

Подъезжаешь к Москве, и понимаешь, что расставаться друзьями, как всегда, не хочется. За эти годы мы действительно подружились и очень хорошо, что с каждым новым путешествием нашего полку друзей «Русской усадьбы» все прибывает. До новых встреч, друзья.

*:
*: