Раннее солнечное утро, и наш маленький автобус заспешил от метро Кантемировская в дальнее путешествие по Тульской земле.
Первая остановка в нашем движении была посвящена князьям Гагариным и их гениальному управляющему – усадьбостроителю Андрею Тимофеевичу Болотову. Именно в усадьбе Киясово в течение трех лет проводились им первые опыты по устройству затейливого усадебного парка. От усадьбы сохранилась удивительная Казанская церковь (1710 г.) и старый заросший пруд.
Далее мы переехали в Тульскую область и посетили старинный (ранее мужской) ныне женский Венев-Никольский монастырь. По преданию, здесь был Сергий Радонежский. В 1570 году сюда по ложному доносу был сослан Иваном Грозным новгородский архиепископом Пимен, где был похоронен год спустя. У стен монастыря покоится прах Сергея Семеновича Ржевского – прототипа знаменитого поручика Ржевского.
Затем нас ждал старинный город Венев, упоминаемый в летописях с 1371 года как оборонительный западный рубеж Великого княжества Рязанского. Очень симпатичный провинциальный городок с сохранившимся историчеким центром, с улицами, мощеными веневским известняком столетия назад. Центром города является Красная площадь, на которой возвышается символ г.Венева колокольня Николаевского храма. Удивительно импозантная по архитектуре, удивительная по истории своего создания. Колокольня и церковь строились почти 60 лет. Начата в 1801 году. В 1812 году средства, собранные на строительство, были потрачены на вооружение веневского ополчения. После Отечественной войны 1812 года возведение храма было продолжено, но в 1834 году сильный пожар отложил строительство еще на годы. Колокольня была закончена только в 1860 году. После революции 1917 года «новая» власть разобрала церковь, но с колокольней справиться не удалось, смогли сорвать только железо со шпиля. Так она и стоит до сих пор «раздетая», но необыкновенно величественная.
Еще одним уникальным памятником архитектуры Венева являются Каменные палаты, в которых разместился любопытный краеведческий музей, посетить который просто необходимо. Прошлись по утопающему в сирени городу, спустились к реке Веневке, понаблюдали за неспешной провинциальной жизнью в выходной день.
Далее наш маршрут пролегал в Богородицк.
Великолепный архитектурно-парковый ансамбль, созданный А.Т.Болотовым для сына Екатерины II и Григория Орлова графа Бобринского, и до ныне доминирует над городом и украшает его. В настоящее время здесь разместился любопытный музей усадьбы Богородицк.
После ужина в мотеле «Рябинушка» решили не нарушать традицию и поехали на «котлован» провожать закат. Бывший угольный карьер, заполненный водой и заросший со всех сторон молодыми сосенками и березками, представлял собой живописное и очень удачное место для наших «проводов». Симпатичная компания, благостная природа и интересно проведенный день располагали к легкой беседе. Геннадий Иванович Захаров прочитал остроумную Оду собственного сочинения. Очень смеялись!
Гостиница скромная, но чистенькая, со всеми удобствами и очень приветливым персоналом. После завтрака устремились на Куликово поле. Но прежде нас встретил старинный, некогда очень богатый купеческий город Епифань, главной достопримечательностью которого является Никольский собор. Удивила нас в нем не только монументальность, но и сохранившаяся масонская символика в архитектурной отделке фасадов.
Нас радушно встретили в музее купца Байбакова, подробно рассказали о нравах одной из богатейших купеческих династий в России. Наши мужчины смогли даже почувствовать себя купцами и поторговались в лавке купца Байбакова.
Затем пили чай с булками и вкуснейшим мармеладом местного приготовления.
Затем мы устремились на Куликово поле. Грандиозный интереснейший музей! Обязательно следует побывать там каждому русскому человеку хотя бы один раз!
Нам очень повезло с погодой! Кругом бушевала сирень! Мы даже застали заключительную часть фестиваля авторской песни, который традиционно проходит здесь последние выходные мая.
Заключительный удачным аккордом прозвучал вкусный обильный обед в кафе «Куликово поле».
Достаточно быстро добрались до Москвы. Всем было так хорошо, что уже по прибытии долго стояли у метро и не могли расстаться.